Венок

О спирали времени, телефонном эфире, неформальной газете, бесплатном сыре, и московском СУПе.

Глядя на "бойкот", объявленный пользователями живого журнала в знак протеста против отмены базовых аккаунтов, я всё силнее осознаю тот факт, что история развивается по спирали. События повторяются вновь и вновь, меняется лишь форма и уровень. Впрочем, всё по порядку.Весьма распространённое сейчас мнение, что массовые коммуникации появились лишь с распространением интернета, является глубоко ошибочным - попытки организовать неформальное сетевое общение делались задолго до того, как наших столах появились подключённые к глобальной сети компьютеры. И всякий раз, эти попытки разбивались о неспособность участников общения оплачивать функционирование той среды, в которой это общение осуществлялось. При этом, те самые участники были глубоко убеждены в том, что "им все всё и так должны бесплатно".  Вот ведь как, оказывается. Меж тем, мы все очень хорошо знаем где бывает бесплатный сыр.

И так, история первая - "телефонный эфир".

Дело было в середине 80х годов в Ленинграде. В те годы в молодёжной среде города на Неве вовсю циркулировал слух: - есть номер телефона, набирая который включаешься в "общий канал", и слышишь всех, кто одновременно с тобой набирает этот самый номер. Ни в каком справочном бюро узнать этот "секретный" номер было нельзя, однако он превосходно разошёлся по городу, передаваясь из уст в уста. В "эфир" в те годы звонили пожалуй даже слишком многие, ведь это была уникальная возможность познакомится с новыми людьми. Как правило в "эфире" обмениались телефонами и потом продолжали общение уже "приватно", но времнами особенно по ночам, когда в "эфире" было немноголюдно, возникали очень интересные многсторонние разговоры на самые разные темы. Хорошо помню, как подключал к аппарату вместо обычной трубки наушники, и тогда возникало ощущение огромного, наполненного голосами пространства. Виртуального пространства, задолго до эпохи интернета. Постепенно  при "эфире" сложилось довольно многочисленное сообщество его сторонников, регулярно собиравшееся по субботам на станции метро "Горьковская". А теперь, внимание!  На самом деле никакой услуги под названием "эфир" телефонная сеть Ленинграда никогда не предоставляла. Тот эффект, которым наслаждались многие тысячи, в основном юных, ленинградцев являлся лишь недокументированной функцией декадно шаговых АТС, весьма распространённых в те времена. 
До тех пор, пока количество пользователей "эфира" было относительно невелико, технический персонал АТС и руководство телефонной сети предпочитали не обращать внимания на существование этого из ряда вон выходящего явления. Однако, постепенно создаваемая "эфирщиками" нагрузка на телефонное оборудование росла, и это начало сказываться на работе телефонной связи - каналов стало не хватать, и по многим номерам стало трудно дозвониться. Разумеется, мириться с существованием неконтролируемого, и приводящего к серьёзным проблемам явления никто не стал. Эфир начали активно закрывать, заглушая сперва сигналом "занято", а потом автоответчиком с "гениальной" фразой - "индекс данной АТС закрыт". Разумеется по "эфирной" тусовке немедленно пронёсся громкий вопль негодования. Как же так? - говорили эфирные активисты. Нельзя же закрывать такой замечательный канал неформального общения! В городе столько одиноких людей! Для многих из них "эфир" - единственный выход! Начались обращения в газеты, на телевидение, на радио. Начались многочисленные попытки увещевания телефонного начальства - оставьте эфир в покое, не закрывайте совсем, нужна питерской молодежи такая услуга. Руководство телефонной сети, в свою очередь, было непреклонно - эфир полностью закроем после замены обрудования АТС на более современное, а пока заглушим короткими гудками и автоответчиком. Помнится в те годы я, будучи человеком технически грамотным, любознательным и дотошным, приложил немалые усилия для того, что бы добраться до той самой телефонной станции, где творился эфир и разобраться в том что там происходит. А разобравшесь стал думать, как именно можно организовать в телефонной сети подобную "эфиру" службу. Довольнно быстро я пришёл к выводу, что ни на одной действующей АТС сделать "эфир" нельзя - нагрузка создаваемая любителями "неформального общения" столь велика, что больше ни к кому из абонентов этой АТС дозвониться не удастся. Тогда я стал прикидывать и подсчитывать - какое именно оборудование необходимо для того что бы сделать специальную "эфирную" телефонную станцию, как включить эту станцию в существующую схему межстанционных связей, и самое главное - сколько всё это будет стоить. Даже в тогдашних советских рублях сумма выходила столь внушительная, что сходу было понятно - затея с легализацией "телефонного эфира", пусть даже и на платной основе, полная утопия. К тому же сама мысль о возможной оплате за "звонок в эфир" не вызывала в "эфирной" тусовке ничего кроме раздражения - времена были ещё социалистические, и коммерческие идеи были крайне непопулярны. В середине 1990 года "телефонный эфир" полностью прекратил свое существование - оборудование на АТС таки заменили.
Бесплатный сыр как всегда оказался весьма недолговечен...

История вторая - молодёжная газета "Сорока".

Всё тот же Ленинград, вернее теперь уже Санкт-Петербург. На дворе 1993й год - всё и вся стремительно переходит на комерческие рельсы. На волне этой коммерциализации в городе начинют выходить газеты, специализирующиеся на публикации различных объявлений. Одна из таких газет называлась "Сорока". Абсолюню бесплатно в этой газете можно было опубликовать почти любое объявление из серии: - "меняю", "продам", "куплю", Впрочем, помимо рубрик для таких вот коммерческих объявлений, в конце газеты была предусмотрена рубрика "801 - Послания". К осени 1993 года там уже была довольно оживлённая преписка самых разных людей, причём практически все подписывались вымышленными псевдонимами. Сказать, что это было весьма увлекательно и интересно - это ничего не сказать. По сути, переписка "сорокоманов" создала в Питере целый виртуальный мир. Постепенно рубрика "посланий" расширялась - сперва заняв несколько колонок, потом газетную полосу, потом несколько полос. Понятно, что выделять под "послания" бесконечно много места газета бесплатных объявлений попросту не могла. К тому времени в Питере уже сложилась приличная тусовка "сорокоманов", наиболее активным членам которой удалось установить контакт с редактором "Сороки" и её издателями. Так появилась концепция принципиально новой молодёжной газеты. К моему удивлению, этот проект был поддержан издательством, издававшим "Сороку", и в середине лета 1994 года принципиально новая газета увидела свет. Большей частью молодёжная "Сорока-801" состояла из посланий, которые можно было опубликовать, вырезав из газеты и запонив специальный купон, но кроме того в газете можно было опубликовать свои стихи, рассказы, фотографии и много что ещё. Таким образом, очень для многих эта газета была тогда как средой общения, так и возможностью самовыражения. Постепенно число желающих обмениваться посланиями росло, и к осени 1995 года возрасло настолько, что очередь на публикацию купонов уже растянулась на несколько недель. Одновременно с каждым днём становилось всё более и более понятно, что "Сорока" не просто еле сводит концы с концами, а является абсолютно нерентабельной, не принося издательству ничего кроме убытков. Да, тираж газеты худо-бедно, но раскупался, вот только это никак не покрывало расходов на аренду помещений, работу редактора, корректора и дизайнера - верстальщика. Услуги типографии тоже были далеко не бесплатными. Пытаясь хоть как то увеличить доходы от газеты, редакция пошла на введение специальных платных купонов, позволяющих опубликовать своё сообщение вне всякой очереди. Помнится даже нашлось несколько состоятелных "сорокоманов", которые стали скупать такие купоны и заполнять номера газеты своими сообщениями. Разумеется у остальных участников переписки, не обременённых толстым кошельком, это ничего кроме раздражения не вызывало. Впрочем, даже эти меры не позволили сделать газету рентабельной - слишком мало было состоятельных "сорокоманов" желающих оплачивать услуги газеты. По этой же причине - из за неплатежеспособности читательской аудитории, рекламодатели не торопились размещать в "Сороке" свою рекламу. В результате, осенью 1997 года раздел посланий в "Сороке" был закрыт, а августовский кризис 1998 года убил молодёжную "Сороку" окончательно - издательство закрыло газету.
Вывод - недостаточно проплаченый сыр также крайне недолговечен.

История третья - всем хорошо знакомая.

Повторяться я не буду - историю приобретения Живого Журнала московской компанией "СУП" все хорошо знают. Про отмену возможности регистрировать бесплатные "базовые" аккаунты тоже уже сказано немало, и даже пожалуй слишком много. Я скажу о другом - большинство из нас, привычно отрпалвляя в ЖЖ очередной пост или листая френдленту, не задумываются о том, с чем именно они имеют дело, что именно физически представляет из себя наш ЖЖ. Мало кто задумывается о огромных базах данных, хранящих детальную информацию об каждом пользователе - от регистрационных данных, до нюансов настройки пользоватльского стиля и уровня доступа к записям, установленного для каждого из френдов. Мы не думаем о том, что при каждом обращении к ЖЖ, специальное програмное обеспечение на серверах считывает записи в этих базах данных, и генерирует для каждого пользователя каждый конкретный журнал или френдленту именно так, как он должен её видеть,в строгом соответствии с пользовательскими настройками и установлным владельцем аккаунта уровнем доступа. Так же, мало кто думает о мощных многопроцессорных серверах, способных обрабатывать каждую секунду многие сотни, если не тысячи, идущих со всего мира запросов, о высокоскоростных интернет - каналах, через которые проходят эти запросы, и  высоконадёжных дисковых массивах, хранящих наши постинги и фотографии. Мы так же не думаем о труде программистов и системных администраторов, написавших и поддерживающих в рабочем состоянии всё то програмное обеспечение, благодаря которому и существует наш с вами Живой Журнал.
Увы, всё вышеперечисленное требует для своего существования денег, и немалых. И именно этот вопрос решают новые владельцы ЖЖ. Решают, не закрывая ничьих аккаунтов, и никого не лишая возможности пользоваться сервисом бесплатно - все старые "базовые" аккаунты, насколько я знаю, сохранены, а небольшой рекламный баннер на "улучшенных" аккаунтах новичков, при трезвом рассмотрении, вряд ли сможет вызвать чьё либо серьёзное недовольство. Так из за чего весь сыр бор? Из за желания вновь насытиться полностью бесплатным сыром? Он очень недолговечен и невкусен, поверьте.

 
к сожалению, в Алжире недостаточный для этого трафик
представьте, такое бывает еще в природе )))
а фотки с удовольствием
solitude2002@yandex.ru